Евпаторийский торговый порт - История порта


История порта

 

Согласно историческим данным в гавани города на протяжении 25 веков существовал морской торговый порт. В конце V века до н.э. на месте современной Евпатории возникла греческая колония Керкинитида. В конце XV века здесь был турецкий город-крепость Гезлев. Присоединение Крыма к России повлекло за собой массовую эмиграцию мусульман в Турцию.

 

Для привлечения людей в город, Российский император Павел I издал в 1798 году Манифест об установлении режима вольной гавани, что дало толчок развитию города-порта, который вскоре стал одним из крупнейших в Крыму. На Евпаторийском рейде одновременно тогда стояло до 170 торговых судов. Через порт осуществлялась активная торговля. Сюда привозили кофе табак, сухие фрукты, оливковое масло, мануфактуру, а в Константинополь, Марсель, Анталию увозили хлеб и местный товар-соль, вывозились также сырая кожа, сало, масло.

 

В 1875 году была построена первая в порту пассажирская пристань, а в период 1880-1890 г.г. - 11 грузовых пристаней. Порт имел свой керосиновый провод и хранилище, принимавшее до 3 тыс. пудов керосина, доставляемого в город из Новороссийска.
По решению Российской Думы был разработан проект строительства в Евпатории нового современного торгового порта. Из государственной казны для этих целей были выделены деньги.

 

В 1913 году начаты подготовительные работы, но начавшаяся в 1914 году Мировая война, а затем революция приостановили строительство нового порта. После революции порт Евпатория практически начал функционировать только в начале 20-х годов, а в ноябре 1923 года, после длительного перерыва (1914г.) через порт возобновился вывоз грузов в иностранные порты. В период Великой Отечественной войны порт был полностью разрушен, его возрождение началось   в 1945 году практически с нуля. В 70-80-х годах порт специализировался на перевозках пассажиров местных линий, объем которых достигал 2.8 млн. чел. В связи с увеличением пассажирских перевозок в 1965 году был построен морской вокзал, а в 1970 - 1980 г.г были построены пять пассажирских и грузовых причалов. Это дало возможность принимать пассажирские суда Крымско-Кавказской линии типа «Белорусия» автопассажирского судна (валовой вместимостью 16600 БРТ, длиной 157 м, 500 спальных мест и 255 легковых автомобилей) непосредственно в порту, до этого такие суда обслуживались только на рейде. С началом перехода к рыночной экономике и распадом СССР перевозки пассажиров почти прекратились. Возникла необходимость срочной переориентации, перестройки работы порта, чтобы сохранить предприятие. С получением Украины независимости, в 1992 году Решением Кабинета Министров Украины, Евпаторийский порт вновь стал международным - (ранее в 1929 году Решением Правительства СССР был закрыт) с правом захода иностранных судов.


Предыдущая страница: Портовый флот
Следущая страница: Галерея